В избранное
RSS
Главная > СОБЫТИЯ / События и факты

«Почта России»: стратегические маневры

«Почта России» обновила руководство и получила статус стратегического предприятия. Что кроется за этими переменами? К лучшему ли они? Какая судьба ждет российскую почту в ближайшем будущем?

Выгодный антипиар

Скандал с тоннами застрявшей международной корреспонденции, смена руководства, волевое решение Президента о внесении «Почты России» в список стратегических предприятий – все это, похоже, служит одной цели: уверить общественность, что в нынешнем своем виде почта эффективно работать не может, нужны срочные реформы, государству же от почты одни убытки, и единственный выход – привлечь частные инвестиции.

Разговоры о настоятельной необходимости приватизировать российскую почту ведутся с 2010 года. С чего вдруг такая настойчивость – так ли уж убыточно это предприятие?

Сегодня «Почта России» – это 41 900 почтовых отделений, это единственное предприятие, которое имеет пункты доставки по всей стране, включая самые отдаленные места, в ведении этой организации находятся почти два десятка тысяч объектов недвижимости и земельных участков, сортировочные центры, почтамты и автомобили. Вопреки неустанным жалобам на убыточность, эта госструктура до сих пор продолжает конкурировать с частными компаниями, и выручка, и прибыль ее растет год от года. На сегодня «Почта России» занимает 97 % рынка доставки письменной корреспонденции, 96 % рынка доставки посылок, 69 % рынка подписки и доставки периодической печати, 49,5 % рынка доставки пенсий, 45 % рынка денежных переводов по России. За 2012 год чистая прибыль «Почты России» выросла по сравнению с 2011 годом на 2% – до 813 млн руб., а выручка увеличилась на 7% – до 129 млрд руб.

Пристальное внимание правительства к «Почте России» обусловлено именно жизнеспособностью этого предприятия, скандалы же и недостатки выпячиваются для того, чтобы оправдать в глазах общественность очередной распил госимущества.

Стратегическая отсрочка

Включение «Почты России» в список стратегических предприятий, по мнению экспертов, должно обезопасить ее от приватизации и банкротства. Однако предыдущий опыт обращения правительства с госсобственностью и обсуждаемые ныне возможности развития «Почты России» заставляют предположить, что именно приватизация и станет конечным итогом всей нынешней шумихи.

Интересно, что по действующему сейчас закону «О почтовой связи» приватизация «Почты России» невозможна, имущество ее является федеральной собственностью. Однако в проекте нового закона, подготовленном Минкомсвязи, такой нормы уже нет. Таким образом – и это признает глава Минкомсвязи Николай Никифоров – «Почту России», скорее всего, ожидает акционирование. Сначала все сто процентов акций будут принадлежать государству. Однако затем достаточно будет лишь исключить почту из списка стратегических предприятий – и никаких препятствий для ее приватизации уже не останется. В 2010 году, например, список стратегических предприятий уже был сокращен в пять раз – весьма вероятно, что правительство будет следовать по этому пути и дальше.

Почту разделят на выгодное и социальное?

В планах реорганизации «Почты России», предложенных Минкомсвязи, предлагается к 2014 году разделить ее на два отдельных сегмента: убыточный (сеть отделений) и доходный (транспортная логистика). Акционировать предполагается именно доходный сегмент – и именно этот лакомый кусок и будет, скорее всего, приватизирован. Государству же останется сеть почтовых отделений, которая почти не дает дохода, но зато выполняет важную социальную функцию. Таким образом, госбюджет лишится и тех средств, которые приносит ему это предприятие сегодня.

Судьба энергосетей, аэрофлота, сферы ЖКХ ясно демонстрирует всю несостоятельность заявлений о том, что приватизация необходима для улучшения работы предприятий. Новые собственники не желают тратиться на нерентабельные авиарейсы и обновление оборудования, предпочитая сиюминутные прибыли. Поэтому в итоге всех почтовых реформ нас, скорее всего, ждет не улучшение, а «оптимизация»: повышение тарифов, сокращение количества почтовых отделений и тому подобные малополезные для населения, но неизменные в бизнесе меры.



АВТОР:
25 Апреля 2013г.
2111
Комментарии
Написать свой комментарий к этой статье...


Яндекс.Метрика