20 АПР, 10:46 МСК
USD (ЦБ)    94.3242
EUR (ЦБ)    100.2787


Стратегия модернизации российской экономики: роль ассоциаций бизнеса

6 Ноября 2011 9835 2 Экономика
Стратегия модернизации российской экономики: роль ассоциаций бизнеса

В Комитете Совета Федерации РФ по вопросам развития институтов гражданского общества 27 октября 2011 г. был проведен круглый стол: «Об участии институтов гражданского общества в развитии инновационной деятельности в РФ». На нем выступил президент Новой экономической ассоциации, академик РАН Виктор Полтерович. Каковы тезисы его доклада?

 

Для успеха модернизации необходима нетривиальная и, значит, сложная для реализации  институциональная система, обеспечивающая широкомасштабное заимствование западных технологий и методов хозяйствования при постепенном наращивании собственного инновационного потенциала.

Такая система должна включать три компоненты: национальную инновационную систему, координацию различных типов экономической политики для увеличения абсорбционной способности страны  и систему интерактивного планирования (абсорбционная способность, т.е. способность распознавать ценность новой внешней информации, усваивать ее и применять для коммерческого использования,  характеризует эффективность  заимствования технологий; под инновационной способностью понимается способность  производить и доводить до коммерческого использования поток «принципиально новых» технологий).

В работах [1,2] намечена стратегия формирования такой системы – системы интерактивного управления ростом. Проект  базируется на анализе стратегий тех немногих стран, которые в последние 60 лет сумели решить задачу модернизации и догнать развитые страны, а также на опыте развития современных передовых экономик.

Предлагаемая стратегия предусматривает формирование сети региональных агентств развития (РАР), каждое из которых должно стать  площадкой взаимодействия правительства, ассоциаций бизнеса, финансовых структур, науки и общества для инициации и отбора крупных проектов модернизации. Сеть РАР вместе с Федеральным агентством развития должна стать основой системы индикативного (интерактивного) планирования.

Одним из первых шагов при развертывании РАР мог бы стать созыв Ассамблеи региональных ассоциаций бизнеса и формирование Исполкома Ассамблеи и Экспертного совета РАР с комиссиями по наиболее важным направлениям модернизации.

РАР в этой системе будут играть роль посредника между региональными администрациями и бизнесом, а представлять бизнес будут ассоциации, сформированные главным образом по отраслевому признаку. Ассоциации в сотрудничестве с агентствами станут главными разработчиками модернизационных проектов для целых отраслей внутри регионов, носителями и передатчиками информации о новых перспективных технологиях и методах хозяйствования.

Отбор проектов для включения в план с возможной государственной поддержкой предполагает открытые обсуждения, публикацию самих проектов и результатов их мониторинга. Тем самым повышается уровень доверия участников друг к другу, уменьшаются влияние лоббирования и возможности коррупции.

Предлагаемый проект учитывает реальные тенденции трансформации российских институтов управления экономикой. За последние 10 лет появились многочисленные институты развития (технопарки, особые экономические зоны, венчурные фонды и т.п.). Стратегическое планирование стало обычной практикой, региональные агентства развития созданы в большинстве регионов. Началась работа Агентства стратегических инициатив. Идет интенсивный процесс формирования бизнес-ассоциаций. Все шире используются институты взаимодействия правительственных и бизнес-структур: Форсайт, частно-государственное партнерство, нарождающиеся технологические платформы. Следует также упомянуть консультативные органы (общественные советы) при органах государственной власти разного уровня. С 2000 по 2010 г. число таких советов возросло с 7 до 231. Значительную роль в общественных советах играют бизнес-ассоциации. Так, Министерство сельского хозяйства РФ законодательно зафиксировало права аграрных союзов на участие в выработке государственной сельскохозяйственной политики. Разработан регламент взаимодействия Минсельхоза с ассоциациями сельхозпроизводителей. В работе [3, с.116]  утверждается, что «такая политика стала одним из факторов очень успешного развития отрасли в течение последнего десятилетия».

Однако набор перечисленных институтов и инструментов не полон и не образует единую систему.

Для  того чтобы планирование стало действенным инструментом  экономического роста, одного только стратегического планирования недостаточно. Нужны пятилетние и годовые планы территориально-отраслевого развития страны, основанные на хорошо просчитанных крупномасштабных проектах модернизации секторов народного хозяйства и развития регионов. Без них стратегические планы останутся набором благих пожеланий. Более того, принимая во внимание современные возможности сбора, передачи и обработки информации, следует формировать пятилетние планы каждый год  по принципу непрерывного (скользящего) планирования.  Для решения этой задачи необходима иерархическая система  планирования и организация взаимодействия каждого ее уровня с ассоциациями бизнеса и  институтами гражданского общества. 

Предлагаю в проект решения «круглого стола» включить рекомендацию органам государственной власти всех уровней шире привлекать ассоциации бизнеса к формированию широкомасштабных проектов модернизации и участии в консультативных советах.

 

Литература

1.     Полтерович В.М. (отв. ред.).  Стратегия модернизации российской экономики// СПб.: Алетейа. 2010.

2.     Полтерович В.М. Региональные институты модернизации. Экономическая наука современной России, № 4, 2011.

3.     Яковлев А.А. (ред.). Бизнес-ассоциации в России: внутренняя структура, эволюция отношений с государством, роль в модернизации экономики. М.: Московский общественный научный фонд.  2010.

Виктор Полтерович

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
В
13.06.2016 0 0
Вера:

К глубокому сожалению, прав Владимир. Все уже было, в том числе и "пятилетние и годовые планы территориально-отраслевого развития страны". Не нужно это современному российскому государству, поэтому и нет инновационного развития. А цель статьи понятна, повышение индекса цитируемости. Обратите внимание на две ссылки автора на свои работы.

В
07.11.2011 0 0
Владимир:

Полагаю, что предлагается создать еще одну бюрократическую контору. В условиях деиндустриализации страны эта контора будет также малоэффективна как нынешние технопарки, инновационные бизнес-инкубатоы, инновационные предприятия при вузах и прочая инновационная инфраструктура. Повышение эффективности нынешней инновационной инфраструктуры возможно при наличии спроса на инновации в стране. А это требует иной стратегии развития, которая бы опиралась на движущие силы и инструменты инновационного развития. Нынешняя стратегия популистской модернизации эти силы не приводит. Все ведь давно в организационном смысле уже в мире изобретено и мы это проходили в своей стране. В.Полтерович сам-то верит в то, что предлагает? Полагаю, что мы просто теряем время на освоение подобных пустышек



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more