18 АПР, 06:44 МСК
USD (ЦБ)    93.4419
EUR (ЦБ)    99.7264


О коммерческом образовании в России: история вопроса

7 Июня 2010 13372 2 Исследования
О коммерческом образовании в России: история вопроса

Экономическое образование в России стало давно популярным и престижным. Но, как оказывается, страна это проходила еще в дореволюционный период. Как же тогда было организовано экономическое образование? На каких принципах базировалось? Что мы утратили с того времени?

1. Первый шаг по пути построения экономического образования. Коммерческое образование, предшественник современного бизнес образования, родилось в России в конце XVIII столетия, когда стараниями известного русского просветителя И.И.Бецкого и представителя знаменитой династии промышленников П.А.Демидова в 1772 г. в Москве было открыто первое Коммерческое училище.

Программа первого Коммерческого училища выгодно отличалась от программ родственных учебных заведений на Западе. Собственно говоря, их даже трудно сравнивать, т.к. существовавшие в то время в Европе коммерческие школы, по сути, были курсами по подготовке бухгалтеров или счетоводов, другого низшего персонала для фирм и торговых домов. Обучение в них было кратким – не более 2-3 лет.

А Коммерческое училище в Москве изначально задумывалось как среднее учебное заведение, соответствующее как минимум гимназии. В основу его проекта легли наработки известного тогда ученого, члена Петербургской академии наук Василия Крестинина, выходца из купеческого сословия. Предложение о создании коммерческой гимназии для детей архангельских купцов и мещан, которая, наряду с добротным общим образованием, готовила бы их к торгово-промышленным занятиям, было записано в наказе от г.Архангельска в знаменитую Уложенную комиссию, учрежденную Екатериной II.

И.И.Бецкой использовал эту идею и разработал план открытия в Москве при Воспитательном доме училища для подготовки специалистов в области торгово-промышленной деятельности. Эту идею поддержал П.А.Демидов, который не только участвовал в разработке плана организации училища и образовательных программ для него, но и выделил огромную по тем временам сумму на его содержание – 205 тыс. рублей.

2. Каким было коммерческое образование? Основная концепция училища состояла в том, что оно существовало как закрытый пансион, где в течение 15 лет (!) принятые в него 6-летние дети проходили не только общий образовательный курс, в совершенстве изучали 2-3 иностранных языка и получали специальные профессиональные знания, но и воспитывались в особой культурно-эстетической среде. Это была дань Просвещению. Даже встречи с родными строго регламентировались по времени общения и проходили в присутствии воспитателей. Так воспитанников хотели оградить от «дурного влияния» внешней среды и царивших вне училища грубых нравов и невежества.

П.А.Демидов делал свои замечания к плану Бецкого, в частности, он указывал на «излишние», с его точки зрения, для коммерческого образования предметы. И.И.Бецкой отвечал ему в письме: «…Или делать и делать целое и совершенное, или так оставить и не начинать… Мною за основание принято не по одной нитке юношество проводить, чем бы не настоящей пользы ожидать, ни до желаемого совершенства достичь никак было невозможно, ибо, как известно, многие из тех воспитанников найдутся, кои или способности или склонности к произведению коммерческого действия иметь не могут, а к прочим знаниям свойственны, то дабы лет их напрасно не потратить принуждением, ни врожденной склонности не попрепятствовать, прочие знания и присовокуплены… Излишнее назначенное знание будет не воспитаннику в помеху, ни училищу в потерю, да и обществу весьма полезно» [1].

В рассуждениях И.И.Бецкого глубоко и ярко проявились черты образовательных и воспитательных идей Просвещения. По мысли создателя первого коммерческого учебного заведения, выпускник училища должен быть широко образованным, специально подготовленным, разносторонне воспитанным, культурным и высоконравственным человеком. Воспитанников помимо общих и специальных наук обучали рисованию и танцам, пению и инструментальной музыке (по желанию), различным прочим «художествам и мастерствам», знакомили с понятием и практикой «учтивости и долга благопристойности».

При всей громоздкости и идеалистичности программы обучения училище, тем не менее, сумело до начала XIX в. подготовить и выпустить несколько десятков воспитанников, которые быстро нашли себе применение, т.к. специально подготовленные экономические кадры были востребованы. Впоследствии оно было переведено в Петербург, попало под покровительство императрицы Марии Фёдоровны, жены императора Павла, и претерпело ряд преобразований. Например, время обучения сократилось до 8 лет. А брали в училище теперь с 10-летнего возраста тех детей, которые уже имели начальное образование.

3. Продолжение традиций. Но традиция воспитания культурного и высоконравственного человека продолжилась как в практике первого Коммерческого училища, так и в практике нового Коммерческого училища, возникшего в Москве в 1804 г. и Московской практической академии коммерческих наук, учрежденной в 1806-1810 гг. Например, в курсе изучаемых в ней дисциплин были каллиграфия, рисование, церковное пение, танцы. Кроме того, в уставе Академии, в частности, было подчеркнуто, что следует «обращать особенное внимание и на воспитание нравственное». Предполагалось привитие воспитанникам «истинных чувств благоговения к Богу и Вере, любви и преданности Престолу и Отечеству, глубокому уважению к общественному порядку и привязанности к купеческому званию, а равно и непоколебимых правил честности, посредством коих негоциант, купец и фабрикант снискивают себе всеобщее доверие и уважение». Даже само определение учащегося как воспитанника, а не как ученика или студента, подчеркивало эту сторону дела.

Возникла традиция, когда воспитанники Московского коммерческого училища проходили в конце учебного года публичные испытания (экзамены), на которых присутствовали специальные гости, члены попечительского совета, родители и даже, как бы мы сейчас сказали, «представители прессы». А отчеты об этих испытаниях и рецензии на речи воспитанников печатались в «Отечественных записках», «Современнике», «Москвитянине», т.е. в самых уважаемых и читаемых журналах той поры. При этом речи, подготовленные воспитанниками, были посвящены не только изучаемым дисциплинам, но включали в себя темы, связанные с нравственностью, гражданским долгом и т.д.

В 80-е годы XIX века в Москве было создано третье коммерческое училище – Александровское, – от которого ведёт свою родословную Государственный университет управления и ещё несколько современных высших учебных заведений, включая Финансовую академию при Правительстве РФ.

4. Очередная веха: Николай Найдёнов. Инициатором его создания стал известный предприниматель и выдающийся общественный деятель Николай Александрович Найдёнов. Это был человек передовых взглядов, весьма уважаемый в предпринимательской среде, пользовавшийся авторитетом среди купечества, интеллигенции и властей. А.Н.Найдёнов успешно сочетал умелую деловую деятельность с общественной, а также организаторской и научной. О таких людях выдающийся русский литератор В.В.Стасов писал: «…В течение первой половины настоящего столетия выросла иная ещё порода людей купеческой семьи, с иными потребностями и иными стремлениями, людей, у которых, невзирая на богатство, всегда было мало охоты до пиров, до всякого жуирства и нелепого прожигания жизни, но у которых была вместо того, великая потребность в жизни интеллектуальной, было влечение ко всему научному и художественному… И всегда, во всем, стоит у них на первом месте общественное благо, забота о пользе всему народу» [2].

Широта и многообразие его общественного служения просто поражают. Ещё совсем молодым человеком в 1865 г. он работал гильдейским старостой в Купеческой управе. С 1866 г. – выборный от Московского купеческого сословия и гласный Московской городской думы. Был председателем Московского отделения Совета торговли и мануфактур. От этого Совета и от Московского Биржевого комитета был делегирован в Высочайше учреждённую Комиссию при Министерстве финансов для пересмотра таможенного тарифа и исполнял обязанности эксперта при рассмотрении тарифного вопроса в особом присутствии при Департаменте государственной экономики Государственного Совета. Был старшиной при Московской бирже с 1870 г. Долгое время состоял членом Московского коммерческого суда (1868-1871) и почетным мировым судьёй (1871-1881). Все эти должности говорят о высокой компетенции Н.А.Найдёнова, его глубоких теоретических и практических знаниях, заслуженном уважении московского купечества.

А ещё он был известен как горячий сторонник скорейшего внедрения новых технических и научных достижений в практику. Его избрали членом Комитета по устройству Музея прикладных знаний (ныне – Политехнический музей). Он участвовал в устройстве Политехнической выставки 1872 г. Был членом Императорского общества содействия торговому мореходству и т.п.

За предпринимательские и общественные заслуги Н.А.Найдёнов получил звание почетного гражданина (1872) и коммерции советника (1874). С 1877 по 1905 г. был председателем Московского биржевого комитета – влиятельной и единственной в Московском регионе общественной организации крупной буржуазии. Он выступал за правительственные реформы, за ограничение самодержавия в пользу народного представительства. Его называют одним из идейных предшественников октябризма – правого либерального политического течения в России начала ХХ в., выражавшего интересы крупного капитала [3].

Н.А.Найденов известен и как инициатор изучения истории московского купечества, издатель архивных документов по этому вопросу. Написал краткий очерк истории Московской биржи. Наиболее примечательной его исторической работой был альбом фотографий всех московских церквей («сорок сороков»), выходивший в 1882-1885 гг. и явивший собой бесценный источник по истории христианской архитектуры в столице. За это Найдёнов был избран почетным членом Императорского Археологического института.

Как человек передовой и отлично понимавший важность подготовки качественных профессиональных кадров для нужд промышленности и торговли, Н.А.Найдёнов много внимания уделял развитию профессионального, в частности, коммерческого образования. Он входил в Совет по учебным делам при Министерстве финансов (1896-1905), был почетным членом Императорского технического училища, принимал активное участие в делах Московской практической академии коммерческих наук, в создании в Москве (после принятия Положения 1896 г. о коммерческих учебных заведениях) торговых школ и коммерческих курсов (сведения о предпринимательской, общественной и научной деятельности Н.А.Найдёнова почерпнуты автором из фондов Музея акционерного дела и финансовой истории (Москва, Донская ул., 9)).

Мы уже отмечали, что коммерческие училища по содержанию обучения не уступали гимназиям, а по качеству и передовым педагогическим приёмам и методикам – превосходили их. В училищах работали самые лучшие специалисты, даже не очень политически благонадёжные, с точки зрения царских властей. В Практической академии и в Александровском училище преподавали многие известные представители либерального направления, будущие активные члены партии кадетов, а в начале ХХ в. – даже представители РСДРП(б), например, знаменитый математик и астроном П.К.Штернберг.

5. Передача эстафеты Алексею Летникову. Купечеству, которое было заинтересовано в качественном образовании своих детей, было не так важно, кто преподаёт, а важно было, что и как преподают. Кроме того, коммерческие учебные заведения находились в ведении Министерства финансов, а не под контролем чрезвычайно консервативного, даже временами реакционного Министерства народного просвещения.

Поэтому и к созданию Александровского коммерческого училища были привлечены самые передовые и квалифицированные силы. Но самым удачным шагом, на наш взгляд, было приглашение возглавить его выдающемуся ученому-математику, члену-корреспонденту Петербургской Академии наук, профессору Императорского технического училища Алексею Васильевичу Летникову. Он был известен не только как учёный, но и как специалист в области распространения в России профессионального образования. Бывая за границей, он изучил тамошние системы профессионального образования и сделал собственные выводы. Эти свои знания и рассуждения он применил на практике, подготовив развёрнутую программу обучения в Александровском коммерческом училище.

Особое место в программе уделялось вопросам воспитания. Директор А.В.Летников отмечал в своей речи при открытии училища в 1885 г.: «Наше училище должно готовить молодых людей не к ученым званиям, а к жизни и к трудовой деятельности в обществе. Задача воспитания здесь не только не может быть отделена от учебного дела, но следует сказать, что эта задача ещё важнее учения… Только воспитанием даётся развитие сил физических и нравственных, образование характера, умение обращаться с людьми, умение приложить к делу приобретенные знания… Взаимное воздействие воспитания и учения образует человека… Знание есть только орудие. Взяв его в руки, надо ещё уметь им владеть, не в узком смысле школьных практических упражнений, а в широком смысле умения принести этим знанием пользу обществу или лицам, применяя его в том деле, которое подлежит исполнению… Задача воспитания – образование воли… Человек, который пользуется влиянием и особым значением в обществе не столько тот, кто обладает большими знаниями, сколько тот, кто имеет сильную волю и умеет желать» [4].

Эти мысли созвучны тому, что писал позднее Г.В.Плеханов в своей знаменитой работе о роли личности в истории. Директор училища этим подчеркивает, что в новую эпоху буржуазного промышленного развития очень важно воспитать в учениках целеустремленность, заложить в них основы лидерства, умение организовывать и направлять работу коллектива. В этом смысле Александровское коммерческое училище по своим целям, в понимании его руководителей, должно было преодолеть скромные задачи преемственности отцовского дела или просто воспитания грамотного приказчика или бухгалтера, которым в основном следовали до того другие коммерческие учебные заведения. Эта позиция ближе всего идеям руководителя Московской практической академии коммерческих наук профессора М.Я.Киттары, тоже известного учёного и либерального общественного деятеля.

А.В.Летников пишет, что основа воспитания – дисциплина. Её нельзя противопоставлять свободе: «Нельзя быть свободным, не умея подчиняться закону». А дисциплине могут учить только дисциплинированные люди: «Авторитет учителя и наставника заключается, главным образом, в личном влиянии».

Отдельно он останавливается на важности физического воспитания для развития энергии, подвижности, ловкости, здоровья, «что немаловажно в нашем климате».

Серьёзно ставится и вопрос об эстетическом воспитании, о занятии разными искусствами, о знакомстве с музыкальными и литературными произведениями. Всё это формирует будущего специалиста как человека культурного и эстетически развитого. Понимая ограниченность возможностей училища в этой сфере, директор обращает особое внимание на занятия пением, которое, по его мнению, «не может ни с чем сравниться по силе влияния на сердце человека».

Учитывая особенности времени, мы можем понять, почему автор, человек прогрессивных взглядов, называет религию «краеугольным камнем нашей системы образования и воспитания». В тех условиях, когда официально не могли существовать светские идеологии, религия воспринималась как объединяющая нацию духовная сила.

Наконец, воспитание патриотизма. Этот вопрос поставлен после всех не потому, что он менее важен, а потому, что все устремления учителей и учащихся должны быть направлены на главное – на служение Отечеству и его процветанию. «Любовь к Отечеству, – заключает А.В.Летников, – есть душа народа… Патриотизм даёт единство и силу нации… Воспитаем честных русских граждан, готовых всем пожертвовать для того, чтобы Россия была сильною, процветающею, славною» [4, с.39].

Высказанные А.В.Летниковым идеи – прямое продолжение тех традиций, которые были заложены родоначальниками коммерческого образования: широкое общее образование, глубокая и универсальная специальная подготовка, нравственно-эстетическое воспитание и воспитание гражданственности, стремления к общественному служению и патриотизму.

6. Выгода и общественное благо: что первично? Заметим, что в программе и целях коммерческого училища, основанного и содержащегося на средства купцов, обучающего купеческих детей предпринимательскому делу, ни слова не сказано о личной выгоде и личном преуспевании. Этого и не могло быть, потому что в Попечительский совет училища вошли помимо Н.А.Найдёнова такие выдающиеся общественные деятели, как П.Н.Третьяков, С.А.Алексеев (отец К.С.Станиславского), Д.П.Боткин (С.П.Боткин, известный врач-клиницист, был его братом) и др. Все они были крупными предпринимателями и одновременно известными покровителями наук и искусств. Их семьи внесли огромный вклад в отечественную культуру, особенно в развитие театра, живописи, литературы. Естественно, что и в воспитанниках коммерческих училищ они хотели видеть не холодных дельцов и расчетливых коммерсантов, а патриотов своей Отчизны, заботящихся о её благе, о её народе. Своим личным примером они оказывали огромное воспитательное воздействие на учащихся.

Эти традиции в той или иной мере сохранялись вплоть до революции 1917 г. Воспитанники коммерческих учебных заведений активно участвовали в культурной жизни Москвы, посещали театры, выставки. Например, в Московском коммерческом училище проводились встречи с актёрами Московского художественного театра. Свой театральный кружок был и в Александровском училище. Между прочим, через него прошли такие интересные личности, как известный впоследствии писатель А.М.Ремизов, племянник Н.А.Найденова, и К.П.Хохлов, поступивший затем в Московское театральное училище и с успехом служивший актером и режиссером на сценах Москвы (в том числе во МХАТе и в Малом театре) и Ленинграда (в том числе в Большом драматическом театре).

Когда весной 1918 г. Моссовет обратился к московским учебным заведениям возобновить свою деятельность, 97 преподавателей Александровского мужского и Николаевского женского коммерческих училищ решили сотрудничать с Советской властью и на материальной базе обоих учебных заведений создали Московский промышленно-экономический техникум. В апреле 1919 г. он был преобразован в Московский промышленно-экономический практический институт.

Многие бывшие преподаватели этих коммерческих училищ продолжали свою активную научную и педагогическую деятельность и в 30-е годы, когда институт был преобразован в Московский инженерно-экономический институт [5]. Таким образом, они сохраняли связь и преемственность с научными, педагогическими и воспитательными традициями прежних коммерческих училищ.

Новая эпоха добавила новые традиции. Но если мы внимательно посмотрим на наследие, оставленное нам И.И.Бецким, М.Я.Киттары, А.Н.Найдёновым, А.В.Летниковым и другими выдающимися общественными деятелями и педагогами, то мы увидим, что в основе своей ничего не устарело. Нам и сейчас есть что позаимствовать из их богатого творческого опыта. И самое главное – их беззаветное служение Родине и народу, стремление дать стране не просто квалифицированных специалистов, но, в первую очередь – граждан и патриотов.



Литература

  1. Костриков С.П. История управленческого образования в России. Часть первая. XVIII- начало ХХ в./ Учебное пособие. М., 2009.
  2. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1990.
  3. Барышников М.Н. Деловой мир России. Историко-биографический справочник. СПб, 1998.
  4. Александровское коммерческое училище, основанное московским Биржевым обществом. Его учебные и воспитательные задачи. Записка, читанная директором училища при открытии классов 6-го октября 1885 года. М., 1885.
  5. Ильюхов А.А., Костриков С.П. Государственный университет управления. 1919–2009. М., 2009.
Сергей Костриков

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
Г
20.12.2015 0 0
Галина Владимировна:

Материал интересный, тем более, что я занимаюсь исследованием вопроса о преемственности коммерческого образования в Ярославле на примере деятельности торгово-экономического колледжа, который берёт начало с 1898 г - образования Торговой школы в городе.

Е
07.06.2010 0 0
Евгений:

Очень увлекательный материал. Сейчас как раз читаю книгу по истории педагогики, так что тут все очень близко.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more