29 МАР, 17:51 МСК
USD (ЦБ)    92.5919
EUR (ЦБ)    100.2704


Этически-ориентированная модель капитализма в католицизме

21 Октября 2009 11290 2 Экономика
Этически-ориентированная модель капитализма в католицизме

Традиционное утверждение гласит, что современный капитализм создан протестантской цивилизацией с ее характерной этикой. Однако имеются убедительные факты, свидетельствующие, что истоки нынешней экономической модели коренятся в католическом учении. Так ли это?

В обществоведческой литературе, особенно в учебниках по экономике и экономической социологии, устойчиво присутствует мысль о том, что духовные основы капиталистической системы свободного предпринимательства были созданы благодаря протестантизму. Например, профессор Е.В.Балацкий в начале своей статьи о географии мировых капиталов совершенно обыденно констатирует: «Не будет преувеличением сказать, что современная система капитализма была создана протестантами (выделено нами – С.Т.). Раскол католичества в средневековой Европе в 16 веке привел к отделению этого направления христианства и возникновению нового мощного учения с явной экономической направленностью. Именно протестанты стали наиболее квалифицированными и трудолюбивыми людьми своего времени, которые и заложили основы современного европейского богатства» [1].

Мы не собираемся «бороться» с утверждениями, что протестантская модель капитализма зарекомендовала себя как наиболее мощная и динамичная, поскольку практическая очевидность здесь подтверждена авторитетом таких величайших гуманитарных мыслителей как М.Вебер и К.Маркс. Однако мы собираемся показать, что: 1) основные духовные и этические предпосылки для формирования капиталистической предпринимательской системы хозяйствования были созданы задолго до эпохи Реформации в период существования и разложения школы схоластов; 2) заложенные лидерами католических теологов-схоластов этические принципы капиталистического хозяйства отличаются гораздо большей социальной ответственностью и моральной добросовестностью, что весьма важно сегодня в ходе попыток «морального обновления» мутировавшей протестантской модели капитализма.

1. Фома Аквинский – буржуазный революционер? Святой Фома Аквинский (1225-1774) традиционно считается продолжателем христианской школы канонистов, основанной Святым Августином Блаженным и трактующей правила хозяйственной жизни исключительно по нормативным религиозно-этическим лекалам. С.А.Бартенев указывает, что Аквинский – «автор обширного сочинения по теологии, суммировавшего канонические взгляды католической церкви». Он же отмечает, что «вопреки каноническим правилам о недопустимости взимания процентов монастыри… находили пути обхода». Но даже последователи Аквинского «опирались не на опыт, практику, а на авторитет источников…» [2].

Я.С.Ядгаров подходит к характеристике Аквинского более гибко и отмечает, что «его воззрения… существенно разнятся с положениями основателя канонизма… Августина Блаженного». Яков Семенович отмечает влияние времени на творчество Аквинского, который «учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального неравенства». Действительно, тогда Аквинскому, проживавшему в центре глобальной либеральной торговой империи, нужно было уметь находить противоположные каноническому христианству аргументы, касающиеся оправдания растущего социального неравенства, оставаясь в лоне незыблемых принципов римско-католической церкви – даже будучи главой её теологов-схоластов, т.е. главным идеологом, М.А.Сусловым того времени. Профессор Ядгаров акцентирует внимание на используемом Аквинским принципе «двойственности оценок, позволяющим средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки хозяйственного явления или экономической категории» [3]. В результате у читателя возникает ощущение, что Аквинский является этаким ловким интеллектуальным жонглером («и вашим, и нашим»), профессиональным демагогом, вольным интерпретатором христианского учения. В советское время данная оценка выводилась со всей пролетарской прямотой и цементировалась непререкаемым авторитетом марксистского учения о классах – дескать, всё понятно с этим субъектом, выражал интересы нарождавшейся эксплуататорской буржуазии, да еще и охранял доходы паразитических клерикалов.

В итоге Ф.Аквинский предстает как непоследовательный и потому вредный для «победы дела капитализма» теолог, не могущий считаться идейным и моральным вдохновителем буржуазных революций, поскольку слишком де много «нормативного элемента» в его учении, мешающего этическому обоснованию капиталистического духа. Вот Мартин Лютер – совсем другое дело, это настоящий капиталистический революционер. Он не только осудил паразитическую продажность католической церкви, но и убрал воздвигнутые ею этические границы на пути капиталистическо-предпринимательского осмысления индивидом смысла жизни. «Добейся личного успеха – и ты оправдан и спасен». Этот модус поведения, открытый Реформацией, считается духовным стартом капитализма. И напрасно! Как показывает внимательное усвоение наследия Ф.Аквинского, им были разработаны все основные мотивы поведения «экономического человека» и проведено согласование христианских норм с требованиями капиталистического хозяйствования.

Религиозная система Фомы Аквинского в её основных этических основаниях способствовала становлению рыночно-капиталистических основ хозяйствования. Основная идея этики Ф.Аквинского – это рационализация жизни путем упорядочивания чувственных, т.е. нерационалистических побуждений в направлении разума. Существо законченной добродетели по мысли Аквинского заключается в том, чтобы чувственное влечение стало подчинено разуму как более нравственному началу человеческой жизни. Таким образом, основная идея рационализации оказала существенное содействие капиталистическому мышлению. Система рациональных правил хозяйственного поведения стала опираться на авторитет католической церкви.

Аквинский проложил духовный путь ментальной сублимации эротической энергии человека в хозяйственную деятельность, ибо осудил расточительное поведение человека во всех его проявлениях. Тем самым был заложен фундамент добропорядочной мещанской «экономии» (liberalitas) – разумная экономия, одинаково далекая как от скупости, так и от расточительности. Более фундаментальной духовно-нравственной подпорки для капитализма сложно придумать, ибо эротизм – сильнейшее проявление духовной энергии человеческой натуры.

Христианская этика католицизма расценивает как страшный грех праздность, начало всех пороков, т.к. это расточительство самого ценного блага человека – времени.

Важная мещанская добродетель, воспитанная католической церковью – это честность, благоприличие. Церковь с самого начала межгородских торговых отношений в средневековой Европе внушала купцам, что обманные уловки – это смертный грех.

В целом, фундаментальное учение Ф.Аквинского и его последователей ставило целью воспитание всей католической Европы в духе мещанства и благоприличия с упором на развитие таких черт как: благоразумие, память, рассудок, изобретательность, переимчивость, осмотрительность, предвидение, осторожность. Таким образом, в позднем средневековье через институт католической церкви произошло массовое ментальное переформатирование духовных установок хозяйственного поведения человека в сторону развития капиталистически-предпринимательских наклонностей. Матрица общественного сознания получила религиозно-этическое обоснование капитализма.

Отношение к проблеме богатства и обогащения в хозяйственной этике Ф.Аквинского не является однозначно антикапиталистическим. Не забудем, что раннехристианский идеал бедности во времена Аквинского исчез окончательно. С одной стороны, Аквинский оставался принципиальным традиционалистом в вопросах доходов, соответствующих сословному положению человека. Мера богатства каждого должна соответствовать его сословному положению. Прогресс и развитие человеческой личности суть внутренние отношения каждого человека с богом. И в то же время Аквинский сумел перерасти свои традиционалистские убеждения и обосновать вертикальный лифт наиболее одаренных людей, стремящихся перерасти свое сословное положение. Главное, чтобы социально-имущественный рост каждого оценивался сообразно размеру его одаренности. Тем самым предпринимательская одаренность и накопление богатства получило религиозное освящение. Но католическая этика стремилась сохранить приоритет нравственного умонаправления капиталистического предпринимателя. Именно в этом заключалась двойственность и «непоследовательность» учения Аквинского. Он выступал за «совестливый» христианский капитализм, который оказался менее конкурентоспособным по сравнению с протестантским капитализмом по скорости накопления капитала.

2. Двойственное отношение к проценту. Самая известная сегодня особенность схоластического этико-хозяйственного учения – «запрет роста» – способствовал развитию капиталистического предпринимательства, ибо фактически осуждал непроизводительные ссуды и оправдывал производительное помещение капитала с участием самого кредитора. Кредитор, намеревавшийся жить на проценты от доходов, зарабатываемых другими, подвергался моральному осуждению. Профессиональное ростовщичество рассматривалось как разновидность греховной скупости, прямо противоположной нормальному капиталистическому стремлению к наживе!!! Ростовщик олицетворяет такие качества как вялость, праздность, ленивость, а противоположный ему предприниматель олицетворяет энергичность, жизнедеятельность и жизнелюбие.

Тем самым учение схоластов о проценте сдерживало  развитие тех форм финансового капитала, которые могли оказывать угнетающее воздействие на молодой промышленно-торговый капитал, перераспределяя прибыль в свою пользу.

В современной католической экономической доктрине, восходящей к учению Фомы Аквинского и средневековых схоластов, процент — это цена экономии, которая настоятельно необходима в динамичной, ориентированной на инвестиции и рост производительности экономике индустриального века. По мере развития рынка капитала, ценой которого и выступает процент, все явственнее ощущалась, по выражению М.Вебера, пропасть между деловой неизбежностью и идеалом раннего христианства, отвергавшего любой процент. Католическая нормативная мысль пыталась эту расширяющуюся пропасть нейтрализовать институциональным кредитованием. По словам кардинала Йозефа Хоффнера: «Поскольку процент — как стимул к экономии — выполняет важную народнохозяйственную функцию, он безупречен в нравственном отношении».

Вслед за средневековыми современные католические теологи признают оправданным процент в случае инвестиционной ссуды. В начале XX века иезуитский патер Ричард М.Мак Кеон даже выдвинул тезис о том, что 60 процентов работающих по найму американцев в состоянии экономить в пользу инвестиций, и тем самым существует нравственная «обязанность покупать акции предприятий». Нормативная оценка потребительского, а также иных видов кредитования в современной католической доктрине находится в диапазоне от осторожного до негативного. В целом со времен схоластов католические теологи «дифференцируют» денежную ссуду и доход от активных инвестиций. Представители новейшей католической экономической мысли критикуют в этой связи классическую экономическую теорию за то, что она «окончательно смешала» эти виды процентного дохода.

3. Рыночное ценообразование. Современные исследования этико-экономических взглядов схоластиков позволяют выделить следующие характеристики их парадигмы, касающиеся организации самого сердцевинного элемента рыночного хозяйства – организации торгового обмена:

1)                рыночные связи персонализированы и направляются мотивами милосердия и справедливости;

2)                намерения важны и нельзя совершить хозяйственный поступок, полагаясь только на безличные рыночные силы;

3)                Каждый купец имеет обязательства перед другими купцами и обществом в целом.

Используя современную терминологию, мы можем сказать, что речь идет о хозяйствовании в условиях симметричной рыночной информации. В этом смысле разложение схоластических позиций в XV-XVI веках, даже до наступления Реформации, следует рассматривать как одобрение такой хозяйственной модели, где односторонние рыночные преимущества получаются благодаря использованию информационной неосведомленности контрагента. Именно этот вопрос стоял в центре моральной дискуссии, устроенной иезуитским моральным теологом Леонардом Лезью, проживавшим в Южных Нидерландах (1554-1623), в то время когда они управлялись Испанией.

Этот мыслитель обосновал деятельность по извлечению прибыли на основе фактически сложившегося неравномерного распределения информации, в чем он увидел проявление собственных законов рынка (предтеча А.Смита).

«Опытным полигоном» для преодоления схоластической парадигмы Леонардом Лезью послужила известная с античных времен притча о «Торговце с Крита», которую описывали в свое время такие видные мыслители, как Цицерон и Фома Аквинский. Речь в этой притче шла об одном купце, направлявшемся из Александрии на Крит с кораблем, наполненном зерном, в то время как критские жители умирали от голода из-за неурожая. В то же время этому торговцу было известно, что многие другие поставщики зерна шли за ним на Крит, но жители Крита об этом пока не знали. Притча описывает моральные терзания этого торговца, которому надлежало выбирать, либо заработать огромные барыши, не рассказав жителям о дополнительных поставках хлеба и продав свой хлеб по высокой цене, либо раскрыть информацию, продать зерно по умеренной цене, зато заслужить репутацию честного человека.

Цицерон сконцентрировался на обсуждении ложно понимаемого противопоставления «честности» и «пользы» и доказывал, что неправильно считать бесчестное поведение в данной ситуации залогом достижения материального успеха. Цицерон учил, что честность ведет к славе, которая, безусловно, является гораздо более ценным достижением, чем «краткосрочная прибыль», нацеленная на извлечение сиюминутной «пользы».

Лезью подошел к этой проблеме с иной, технической позиции ценообразования и оправдывал продажу зерна по высокой текущей цене, усматривая в этом высшую справедливость рынка. Данный подход ставил под сомнение схоластическую доктрину «справедливой цены», поскольку последняя исходила из равенства между тем, сколько получает и отдает каждый участвующий в торговле. Обсуждение этой «дилеммы торговца»  в работах Лезью поставило перед поздними схоластами более общую проблему: чье знание имеет больший вес и должно определять процесс ценообразования – знание индивида или общества?

Сторонники моральной ответственности индивида, обладающего тем знанием, которое недоступно обществу, считали, что торговец должен назначать цену после того, как он раскрыл покупателям всю известную ему информацию. Иначе рыночная цена не может претендовать на статус справедливой.

Лезью и другие поздние схоласты, вставшие на путь веры в «мудрость рынка», предлагали иначе трактовать способ ценообразования. Лезью стал предлагать подход «равновесной цены», основанный на оценках благоразумных и бережливых представителей покупателей. Наиболее уважаемые и компетентные члены общины покупателей должны взвесить и оценить все достоинства и пользу товара для покупателей в текущей ситуации без дополнительной информации продавца. Тем самым моральная ответственность перекладывается на общество, и информированный индивид освобождается от моральных терзаний.

Таким образом, поздняя схоластика католической моральной философии послужил отправным пунктом завершения «эры братства» и индивидуальной моральной ответственности каждого за благополучие социума. Это произошло задолго до протестантской Реформации и послужило начальным этапом формирования «экономического человека».

4. Современные социо-экономические мотивы католицизма. Современная позиция Католической церкви в социо-экономических вопросах, проявленная в последние годы  в Энцикликах Иоанна Павла II  и Бенедикта XVI, противостоит как классическому, так и марксистскому мировоззрению, считая их одинаково материалистичными. Обе школы считают основной целью экономики накопление богатства. Обе школы игнорируют нормативную систему ценностей, которая противостоит рациональному подходу в социальных отношениях.

Центральные метафизические категории любви и милосердия приобретают социальное измерение. Идеи милосердия и социальной справедливости, несмотря на свою изотеричность, находят конкретное измерение в трех сферах экономики: сфера потребления (консьюмеризм), сфера труда и глобализация.

Потребление. Культ потребительства расценивается как выражение безбожного материализма, ведущего к распредмечиванию (demean) человечества и отступлению от этических норм жизни. Он апеллирует к инстинктам человека, заслоняя его качества стремления к свободе и познанию, и тем самым наносит ущерб физическому и духовному здоровью человека. Экономика сама по себе не способна отличить новые и более высокие формы человеческих потребностей от тех псевдопотребностей, которые мешают становлению личности. Поэтому от властей, гражданского общества и СМИ требуется большое чувство ответственности в пропагандировании новых потребностей, а производители и потребители нуждаются в  изучении культуры потребления.

Труд, капитал, собственность. Тема труда является центральной в католической общественной мысли, т.к. церковь полагает труд центральной категорией бытия человечества. Труд людей отражает труд Бога. Этика труда состоит в том, что человек обретает собственное достоинство, укрепляет семью и общество. Центральное положение человека в процессе труда, его приоритет  над капиталом обусловливает этическое основание концепций эксплуатации. Церковь однозначно выступает против эксплуатации труда капиталом, ибо капитал есть не что иное, как Дар Бога человеку, как инструмент трудового процесса, а не его цель.

Христианская мораль утверждает, что собственность на капитал морально обусловлена и не носит абсолютного и безграничного характера. Наоборот, существуют этические параметры (обязательства), ограничивающие права использования объектов частной собственности. Эти обязательства не могут быть изменены изменением формы собственности (с частной на общественную), будучи встроенными в саму природу собственности. А именно, каждый работник должен ощущать себя соучастником общечеловеческого процесса владения и пользования Даром Бога. Права частной собственности должны быть подчинены правам общего пользования, исходя из того, что блага предназначены для всех. Тем самым Католическая церковь противостоит классической догме неприкосновенности прав частной собственности. В то же время католическая мысль критикует марксистскую доктрину безусловного превосходства общественной собственности, т.к. бюрократическое воплощение коллективной организации в отсутствие этических ограничений ведет к дегуманизации общественных отношений. Лишая индивидов прав владения и использования капитала, коллективизм принижает человеческое достоинство.

Глобализация и мировой экономический порядок. Католическая церковь, как и марксизм, однозначно выступает против усиления эксплуатации труда и угнетения отдельных социальных слоев в ходе глобализации, однако этические основания их позиций разнятся. Церковь озабочена проблемой внешнего долга бедных стран, т.к. основное население не получает никаких выгод от заимствований коррумпированной элиты развивающихся стран в целях наращивания милитаризма или престижного потребления, но несет обязательства по выплате долга. Поэтому церковь поднимает вопрос об усилении моральной ответственности заимодавцев в процессе кредитования малоразвитых стран, где существующие институты коррумпированы и не служат общественным интересам. В этой связи западная модель развития, основанная на безудержном консьюмеризме, будучи экспортированной в развивающиеся страны, окончательно затмевает этические и духовные детерминанты человеческого существования.

 

Литература

1. Балацкий Е.В. Протестанты определяют географию мировых капиталов. http://www.kapital-rus.ru/articles/article/2571.

2. Бартенев С.А. История экономических учений. М.: Экономистъ, 2005, с.34-35.

3. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2004, с.56-57.

         4. Wim Decock.  Lessius and the Breakdown of the Scholastic Paradigm. Journal of the History of Economic Thought. Volume 31, Number 1, March 2009.

         5. Larry Catá Backer.  Values Economics and Theology. The Contribution  of Catholic  Social Thought and its  Implications for  Legal Regulatory  Systems. Coalition for Peace & Ethics Working Paper No. 2008-1/1.

         6. Лукин С.В. Некоторые заметки, касающиеся христианского нормативного учения о проценте. Проблемы современной экономики, №4(28) (электронный журнал m-economy.ru).

            7. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории развития экономического человека. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2009.

Сергей Толкачёв

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
С
01.07.2010 0 0
Сегей:

Более того - яйцо было снесено клюнийскими монахами, в 10 веке начавшими интерпритации и с толкованием Евангелия,стараясь дать нравственную богословскую подоплеку в уже непростых отношениях Папы и Константинопльского Патриарха. Начали с филиокве а потом и не убий только христианина- вот и крестовые походы против неверных, мало награбили и далеко грабить- не убий католика- и вперед на Константинополь,а потом на альбигойцев,протестантов и прочих схизматиков...Идеологическое обслуживание целей власти- стала каменем преткновения развития католического богословия. Дитя католицизма пошло по тому же пути - создание религиозного мировоззрения ,удобного разным социальным группам населения- но это уже не Христианство- а идеология.

Г
23.04.2010 0 0
Гаибова Наргиз.:

Отдельное спасибо за то что имя Творца написано с большой буквы. Видела на сайте статью, в которой слово Бог написали с маленькой, как в старое, «доброе» советское время. Признаюсь, сильно раздражает. Что касается статьи то по моему мнению, «убедительные факты, свидетельствующие, что истоки нынешней экономической модели коренятся в католическом учении» не совсем убедительны. До недавних пор считалось, что нынешнюю банковскую систему с ее «чек-наличные», придумали флорентинцы. Оказалось, до них, тамплиеры уже обналичивали чеки для паломников и иных путешественников. При этом взимали за оказанную услугу проценты. Не много не мало 60 процентов. Они же впервые среди христиан давали большие деньги в кредит. Так почти все монархи Западной Европы и даже сам Папа оказался у них в должниках. Дальнейшую историю, чем все это закончилось, думаю все знают. В Средневековой Европе деньги в рост в основном можно было получить у евреев. Монархи Европы им тоже задолжали. И начиная с 1492-го года, география задолжавших ростовщикам этой общины, монархий заметно переместилась на север и северо-восток. Т.е с августа 1492-го года, с того дня, когда евреи были изгнаны из Испании. Спустя 100 с лишним лет Амстердам стал первым капиталистическим городом. Возможно я многословна ,но хочу закончить свою мысль. Дело в том что, историки, социологи, экономисты, говоря о роли протестантизма, мягко говоря, боятся обвинения в «антисемитизме» или же быть высмеянным из за «зараженности» «теориями заговора». Если сказать, что капитализм создан протестантами, то надо добавить «…и евреями». Не говоря о том, что сам протестантизм «пропитан иудаизмом». На самом деле «протестантский эксперимент» в Европе начал не Лютер в Германии, а Виклеф в Англии. Дальше его идеи поддержал Ян Гус, который познакомился с его сочинениями в Пражском университете ( по правилам, бакалаврам разрешалось читать в унив. лекции только по запискам парижских, оксфордских или пражских магистров). В советских учебниках истории, оба восстания преподносились как « крестьянские восстания». Но умалчивается о религиозной подоплеке этих восстаний. Замалчивается о учителях и Виклефа и Гуса, которые вообще то были каббалистами и талмудистами. Так же умалчивается о Рейхлине, о дяде и учителе Лютера, которого и сейчас считают христианским каббалистом. Так же стоит вспомнить Эразма(1), идейного отца Лютера, гуманиста и каббалиста. И Лютер и его учителя знали древнееврейский язык ( Рейхлин даже составил учебник). И Виклеф, и Гус, и тем более Лютер были под мощным влиянием еврейской традиции. Фундаментальным религиозным источником католицизма являлась Евангелие. От этого многое зависело, так как Евангелие обращается больше к душе человека и видит спасение в духовном воспитании (правда у католиков, особенно у отцов церкви, это «не очень» получалось). Евангелие говорит, о тленности мира и о вечной жизни после смерти и отводила верующих от чрезмерной привязанности этому миру. Католическая церковь пренебрегала Ветхим Заветом и разными путями, отвергала некоторые части то теологи протестантизма Теологи протестантизма в отличии от католической церкви не считали «богоизбранность» евреев аннулированным и плюс не считали их «богоубийцами». Протестантизм вернулся к В.Завету. Теологи протестантизма приняли принцип повиновения требованиям В.Завета без каких либо комментариев. Итог: Возвращение к мышлению предающей «этой жизни» большего значения, стремление к не духовному, а материальному и забвение значения жизни после смерти. Это и есть момент зарождения капиталистической морали. Некоторые секты протестантов зашли так далеко что даже стали называть своих детей еврейскими именами, соблюдать шаббат, обрезание, носить такую же одежду и внешне подражать им. В России таких называли «жидовствующими». Только вот в такой ситуации Кальвин мог позволить себе прямо противоположно комментировать главный стих одной из Евангелий, который запрещает рост (Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. (Лука глава 6 стих 35)). После всего этого не считаю, правильным заявлять о том что корни капитализма надо искать в католицизме. (1). Некоторые историки (социологи) утверждают что это именно Эразм снес яйцо а Лютеру осталось только высиживать.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more